Когда к нам обращаются с детьми от 1 года до 3-4 лет, особенно когда они пока еще не очень хорошо владеют речью, понять проблемы маленьких пациентов оказывается легче, если их осматривают при первой встрече сразу два специалиста в формате консилиума — детский клинический психолог (нейропсихолог, патопсихолог) и логопед. Это особенно важно в ситуации, когда запрос родителя комплексный и касается и развития речи, и особенностей коммуникации ребенка, и его поведения, и эмоциональных особенностей. Понять природу столь разнообразных сложностей удается быстрее и полнее, если на одну проблему с разных профессиональных позиций смотрят два смежных специалиста, умеющих работать как одна команда. Логопед может комплексно исследовать у малыша (даже плохо говорящего или вообще не умеющего говорить) его артикуляционный аппарат, возможность понимать речь, его текущие коммуникативные умения. Психолог оценит состояние познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы. Такая работа позволяет уже за первую встречу получить объемный, панорамный взгляд на уровень развития ребенка, его сильные и слабые стороны. Это экономит время родителей и силы ребенка, а также сокращает финансовые расходы на обследование сначала у одного, а затем у другого специалиста.
Для детей, у которых преобладают трудности в развитии речи и познавательной сферы, моторики, проблемы в обучении, мы обычно рекомендуем консилиум логопеда и нейропсихолога. Если жалобы касаются речи и в большей степени эмоциональных и поведенческих особенностей, мы предлагаем консилиум логопеда и детского клинического психолога-патопсихолога.
Мы также можем рекомендовать консилиумный прием и более старшим детям, если у них есть выраженные речевые проблемы, сочетающиеся с другими особенностями развития, которые делают невозможным полноценное обследование у психолога или нейропсихолога и требуют работы в более динамичном и игровом формате с оценкой причин отставания в речевом, познавательном и эмоционально-личностном развитии.
Консилиум в нашем Центре проходит в присутствии родителя и длится 1,5 часа. В комнате, специально оборудованной для работы с маленькими детьми, наши специалисты, чередуясь друг с другом, в комфортной для ребенка игровой форме оценивают все компоненты его речевой системы, особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, крупную и мелкую моторику, наблюдают за его поведением, эмоциональными реакциями, оценивают его навыки коммуникации и социального взаимодействия. Параллельно специалисты беседуют с родителем об истории развития ребенка, детально собирая весь анамнез от беременности и родов, обсуждают все беспокоящие родителя в настоящий момент трудности.
По итогам диагностики специалисты совместно озвучивают родителю информацию о текущем уровне развития всех компонентов речи, познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка и об их соответствии возрастным нормативам. Далее специалисты дают конкретные рекомендации о том, как преодолеть беспокоящие семью трудности ребенка, приводя в том числе примеры конкретных приемов и упражнений. Специалисты могут дать рекомендации о дополнительных медицинских обследованиях, которые было бы полезно пройти ребенку, о тех развивающих занятиях, которые могли бы быть ему полезны, помочь в выборе дальнейших форм обучения и развития ребенка. Общее заключение со всеми рекомендациями специалистов высылается на электронную почту родителя через 7-14 дней после консилиума. После его получения Вы сможете задать специалисту уточняющие вопросы по почте или по телефону Центра.