Как определить, что ребенку может быть полезна помощь детского психолога?
На это могут указывать следующие признаки:
- сильные эмоциональные переживания ребенка — тревожность, страхи, обидчивость, плаксивость, сниженный фон настроения, раздражительность
- поведенческие проблемы — непослушание, отказы, протесты, грубость, агрессивность, неумение владеть собой
- инфантильность, незрелость ребенка на фоне его сверстников
- дефицит мотивации к учебе, проблемы с тем, чтобы делать то, что нужно и полезно, а не только то, что хочется и само по себе нравится
- тяжелое протекание психологических кризисов — 3 лет («я сам»), 7 лет (перехода от сада к школе), подросткового возраста, проблемы адаптации к саду / школе
- острая реакция на изменение семейной ситуации (развод, новый брак, рождение младшего ребенка)
- трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, проблемы в адаптации в коллективе и в социуме
- замкнутость, закрытость, избегание близких доверительных отношений
- боязнь нового и незнакомого
- телесные симптомы психологических проблем — тики, заикание, нарушения сна, психосоматические расстройства
Чтобы определить причину таких трудностей, необходимо обратиться к детскому, семейному психологу. Психологическое обследование детей от 5 лет обычно длится 2 часа, до 5 лет — от 1 до 1,5 часов.
Психолог на первой диагностической встрече будет:
- работать с ребенком и предлагать ему для выполнения различные задания. В ряде случаев они направлены больше на исследование только эмоциональной и мотивационной сфер ребенка, особенностей его личности. В других случаях специалист смотрит также и познавательные процессы — восприятие, память, внимание, мышление, речь. Иногда обследование проходит в присутствии родителя, иногда специалист может попросить родителя подождать и пообщается с ребенком один на один. Это зависит от стоящей перед специалистом задачи.
- взаимодействовать с родителем — как совместно с ребенком, чтобы познакомиться со всей семьей, так и отдельно от ребенка, чтобы обсудить открыто все проблемы, с которыми обращается семья, а также дать обратную связь по итогам диагностики.
Результатом первой встречи, который специалист подробно обсуждает с родителями в конце работы, становится:
- понимание ряда наиболее ярко проявляющих себя причин, стоящих за текущими проблемами ребенка
- первые конкретные предложения специалиста по возможным приемам и путям помощи ребенку и его семье — как силами близких ребенка, так и с помощью специальной психологической работы.
По итогам первой встречи семья уже делает первый шаг на пути к решению проблем ребенка — благодаря работе со специалистом становится ясно, в каком направлении двигаться и какими средствами можно помочь ребенку. При желании эту работу можно продолжить дальше уже на серии последующих встреч со специалистом.
В Центре «Территория Счастья» психологи работают с детьми любого возраста — от малышей второго-третьего года жизни до подростков и молодых людей до 18 лет. Наши психологи имеют квалификацию не только детских, но и семейных психологов — проблемы ребенка они всегда рассматривают с учетом особенностей всей семейной системы, в которой воспитывается ребенок, и их работа строится на тесном сотрудничестве с родителями, без участия которых проблема ребенка никогда не может быть решена.
Среди наших специалистов есть детские клинические психологи (патопсихологи). Они умеют работать с эмоционально-личностными проблемами детей с особенностями нервно-психического развития, проводить комплексную патопсихологическую диагностику познавательной и эмоционально-личностной сфер и выдавать клинико-психологическое заключение, которое может быть полезно врачам-неврологам и врачам-психиатрам для дифференциальной диагностики и точного подбора средств помощи ребенку.