Чем занять ребенка в поезде: советы детского нейропсихолога

Ребёнок в поезде

Если путешествовать предстоит всей семьей, от выбора поезда как средства перемещения на достаточно большие расстояния родителей часто останавливает перспектива столкнуться с детскими капризами в долгой дороге. Многие мамы и папы честно признаются, что с трудом представляют, чем их непоседа сможет занять себя дольше пары часов в ограниченном пространстве. Но так ли уж сложно ездить с детьми в поезде? И что нужно, чтобы дорога с любимым чадом была в радость, а не превратилась в непрерывный стресс, здорово портящий начало долгожданного отпуска?

Конечно, все мы понимаем, что телефон или планшет с играми и мультиками способен довольно надолго освободить нас от родительских обязанностей. Собственно, пренебрегать современными техническими возможностями в дороге действительно не обязательно — но если Вы считаете, что время за гаджетами стоит ограничить (что будет безусловно правильно), лучше заблаговременно оговорить с ребенком, сколько минут / часов в день и с какими перерывами Вы разрешите ими пользоваться. Вообще заранее обсудить все правила поведения в поезде — что можно, а что нельзя делать и почему — отличная идея. Одним из таких правил, кстати, будет и соблюдение привычного для ребенка режима — и по возможности для этого лучше выбрать такой поезд, расписание которого позволит не слишком сбить принятый дома график подъема, приема пищи и отхода ко сну: чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что на нарушенный режим он может отреагировать капризами и даже истериками.

Анастасия Агрис и Марина Захарова, детские нейропсихологи нашего Центра отмечают: в дороге не капризничать, не теребить родителей и не мешать другим пассажирам лучше удается тем детишкам, которые уже знают, что значит уметь подождать, и приучены на какое-то время занимать себя игрой или другими любимыми занятиями без участия взрослого. Разумеется, требовать этого от малышей младше 3 лет не стоит — да и в 3-4 года ребенок может самостоятельно справляться со скукой и усталостью, которые обязательно начнут накапливаться спустя пару часов дороги, только совсем недолго (обычно около 10-15 минут). Чем дети старше, тем легче им придумать себе развлечения в этой ситуации самостоятельно, — но только если такой опыт был у них уже до путешествия. При этом не стоит рассчитывать, что ребенка развлечет сама дорога и новая обстановка: мелькание пейзажей за окном быстро приедается, как и интерьер вагона.

Выходит, развлечения на весь маршрут стоит продумать заранее. Но не стоит воспринимать это лишь как тягостную родительскую обязанность: попробуем провести так порой долго тянущееся в дороге время не просто интересно, но и с пользой. Для этого лучше всего просто вместе во что-то немного поиграть. Многие хорошо всем известные детские игры обладают колоссальным развивающим потенциалом, причем, как отмечают детские нейропсихологи, позволяют «подтянуть» не только внимание, память или речь ребенка, но и стоящие за этими процессами мозговые механизмы. Попробуем собрать такую игровую копилку в долгую дорогу со специалистами в области развития детского мозга.

Разумеется, если Вы можете взять с собой пару-тройку настольных игр, в дороге скучать не придется. Но часто громоздкие коробки «Монополии» или «Эрудита» не влезают в багаж — и тогда на помощь приходят такие игры, для которых вообще практически не требуется никакого оборудования. Дорожные игры, как советуют нейропсихологи, лучше делать короткими и не очень сложными — а еще здорово, если можно, немного поменяв их правила, быстро придумать на основе старой игры новую. Скажем, очень многие полезные для развития внимания ребенка игры требуют быстрого правильного ответа на определенные условные сигналы, слова или команды. Вспомним тут всем известную игру с мячом «Съедобное-несъедобное» — и включим воображение: если я подниму правую руку — назови мне какое-то растение, подниму левую — назови что-то сладкое, кивну головой — хлопни в ладоши… А теперь попробуем давать эти три команды малышу быстро и то по порядку, а то вразнобой, путая его! Можно и усложнить: выполнять команду нужно только если Вы перед ней сказали какое-то ключевое слово (например, волшебное «пожалуйста»). А потом можно и поменяться ролями! Всего пара минут — а польза для развития малыша несомненная!

Нетрудно поразвивать и память. Выложите перед ребенком 5-7 мелких предметов из дорожной сумки, потом попросите закрыть глаза — и спрячьте один или несколько из них, а потом попросите открыть глаза и назвать, что изменилось. Можно и не прятать предметы, а просто менять местами и просить потом вернуть все, как было. А для развития слуховой памяти обязательно поиграйте в «снежный ком» — придумывайте рассказ (например, про ваше путешествие!) так, что каждый игрок по очереди добавляет в него по одному новому слову, но должен до этого повторить все, сказанное ранее: «Мы пошли — Мы пошли в поход — Сегодня мы пошли в поход — Сегодня мы с папой пошли в поход…» Только постарайтесь сами не забыть все слова вашей истории — поверьте, это не так просто! Но если забудете — не беда: пусть ваш внимательный партнер по игре сам исправит ваши ошибки — это тоже очень полезное задание для развития самоконтроля.

Наверняка многие читатели уже обратили внимание, что во многих играх такого рода заодно отлично развивается речь. Именно так — а еще словарь и умение анализировать звуки речи (что очень нужно для грамотного письма и чтения) отлично подтянут игры типа «Города», где игрок должен назвать слово на ту букву (или для дошколят — звук), на которую закончилось слово, названное его партнером по игре (Кострома — Абакан — Норильск…). Если ваше чадо пока не очень сильно в географии (кстати, тут ее как раз заодно можно и подтянуть!), вместо городов можно называть слова на любую тему (транспорт, путешествия, море…). Обязательно обсуждайте с детишками значения тех слов, которые Вы предлагаете, — это расширит не только их словарь, но и кругозор.

А как у ваших малышей с пространственными представлениями? Позагадывайте им «телесные загадки» типа «пощекочи левой рукой под правой коленкой» или «коснись мизинцем правой руки середины лба» — посмотрите, не возникнет ли тут путаницы с пониманием направлений и координат? Если под рукой есть листочек бумаги, предложите нарисовать в верхнем левом углу бабочку, в центре — солнышко, над ним — облачко… А еще лучше будет захватить из дома листочек в клеточку и поиграть в «муху» — поставьте в одной из клеточек точку и давайте команды: три клетки вверх, две вправо, одна вниз… Пусть дети следят за перемещениями невидимой «мухи» глазами, а как только «муха» вылетит за пределы игрового поля — быстро хлопают в ладоши, чтобы ее поймать.

На самом деле примеры таких очень простых, но невероятно полезных игр можно множить до бесконечности. Главное правило, о котором очень просят всегда помнить психологи, — постараться самим получать искреннее удовольствие от игры: ничто так не вдохновляет наших детей, как наше собственное воодушевление. А в интересном для всех занятии в дороге не успеют заскучать ни маленькие, ни взрослые пассажиры. Счастливого пути!

P. S. Наши рекомендации, а также много интересного о возможностях для путешествий с детьми на поезде читайте также в публикации «Российской газеты»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *